Юридическое и бухгалтерское сопровождение бизнеса. Информационные услуги.

Расширенный поиск компаний
 

Законопроекты

  • Проект постановления Правительства Республики Казахстан «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 2 июня 2007 года № 452 «Об утверждении Правил лицензирования и квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности»
    Подробности »
  • Проект приказа Министра связи и информации «О внесении изменений в приказ Министра связи и информации Республики Казахстан от 7 сентября 2010 года № 220 «Об утверждении Правил регистрации, пользования и распределения доменного пространства казахстанского сегмента сети Интернет»
    Подробности »
  • Проект приказа «О внесении изменений в приказ и.о. Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 17 ноября 2010 года № 388 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих происхождение товара»
    Подробности »
  • Проект постановления Правительства Республики Казахстан «О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 декабря 2004 года № 1389 «О некоторых вопросах Национальной железнодорожной компании и национальных перевозчиков»
    Подробности »
  • Проект Решения Комисиии Таможеного Союза «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом»
    Подробности »

Курсы валют

Курсы валют представлены нацбанком РК.

Скачать

Налоговый календарь на 2011 год, Казахстан

Для просмотра этого файла рекомендуем установить Foxit Reader. Он бесплатный.

Зарплата в Казахстане

Средняя з/п
120 975 тенге тг.
Минимальная з/п
21 364 тг.
Информация предоставлена агентством Республики Казахстан по статистике.
Месячный расчётный показатель
1982 тг.
Юмор

"Ни дать, ни взять" - встреча бизнесменов с чиновниками в присутствии телекамер.

Особенности формирования депозитно-кредитного рынка в регионе

30/06/2011

Мировой финансовый кризис серьёзно пошатнул экономические позиции страны,  выявил проблемы казахстанской банковской системы, связанные с дефицитом ликвидности и ухудшением качества кредитных портфелей. В данной статье предоставлена динамика и тенденции развития депозитно-кредитного рынка Карагандинского региона.

Автор статьи: Д. Мажитов — директор Карагандинского филиала государственного учреждения «Национальный Банк Республики Казахстан»

Кризис мировой финансовой системы, начавшийся в 2007 году, внёс свои изменения, повлияв на динамику развития финансовой системы Казахстана, наиболее болезненно он отразился на банковской системе страны, что явилось следствием интеграции банковской системы в мировой механизм перераспределения потоков капитала.

В докризисный период крупные казахстанские банки достигли высоких результатов среди стран СНГ и Средней Азии, однако на фоне финансовой нестабильности, вызванной глобальным кризисом ликвидности, ростом стоимости внешних займов и ограничения доступа к внешним источникам фондирования, казахстанские банки были лишены источника роста кредитной активности.

В целом в период кризиса в казахстанской банковской системе не произошло ни одного банкротства, а сами банки и соответственно их филиальная сеть медленно восстанавливают свою кредитную активность, что уже является положительным фактором. При этом необходимо подчеркнуть, что это явилось результатом государственной поддержки, своевременной разработке и реализации комплексной программы по стабилизации экономики и финансового сектора страны.

Последствия мирового финансового кризиса  на внешних рынках привели к ответным мерам и в отношении внутренних потребителей услуг финансового сектора в виде ужесточения условий кредитования, что привело к снижению кредитной активности финансового сектора.

 В условиях, когда внешние источники фондирования банков стали недоступны, банки частично замещают их на внутренние, среди которых основную долю занимают депозиты, при этом банки, конкурируя друг с другом, раньше повышали ставки по депозитам населения, теперь их снижают.

Банковская система Карагандинской области представлена филиалами 24-х коммерческих банков (на 01.06.2011 года), на начало 2007 года их количество составляло-17.

Характеризуя депозитный рынок Карагандинской области, следует отметить, что доверие населения к банковской системе и склонность населения считать депозиты одной из самых надёжных форм инвестирования продолжают укрепляться.

Депозитная база Карагандинского региона характеризуется снижением объёмов только в 2008 году (на 01.01.2007 г. вклады составляли 214 млрд.тенге, на 01.01.2008 г. -107,0 млрд.тенге), но уже начиная с 2008 года и в кризисном 2009 году, депозитный рынок демонстрировал постоянную динамику роста.

По объёму привлечённых депозитов Карагандинская область занимает 4 место по Республике. Так, общая сумма депозитов по состоянию на 01.06.2011 года составила 216,0 млрд. тенге, таким образом, превысив уровень 2007 года.

Анализ изменений объёма привлечённых депозитов показывает, что особенностью формирования депозитного рынка региона продолжает являться тот факт, что значительная доля в привлеченных средствах занимают вклады населения – 64,0% ( на 01.06.2011 г.-139,0 млрд.тенге), при этом начиная с 2007 года прослеживается постоянная динамика роста вкладов физических лиц. Тогда как, по юридическим лицам динамика изменений объёмов привлечённых депозитов носила разноплановый характер, и положительная динамика в сторону увеличения прослеживается только с 2010 года, что характеризуются следующими данными:

 

 

При выборе валюты вклада как физические, так и юридические лица отдают предпочтение вкладам в национальной валюте. Так, объём депозитов в национальной валюте по состоянию на 1.06.2011 г. составил 163,0 млрд. тенге, (75,0% общего объема депозитов), по сравнению с началом 2011 г. объёмы возросли на 23%.

Этому способствовало принятие закона, в соответствии с которым АО «Казахстанский Фонд гарантирования депозитов населения» до 1 января 2012 года выплачивает сумму гарантированного возмещения по вкладам физических лиц в размере до пяти миллионов тенге.

Общий показатель средневзвешенной ставки по вкладам физическим лицам уменьшился с начала текущего года с  10,2% до 9,8% (в национальной валюте) и с 7,6% до 7,0% (в СКВ), по юридическим лицам в национальной валюте c 7,9% до 6,7% и с 5,6% до 2,6% (в СКВ).

Кредитный рынок Карагандинской области в последние годы характеризуется значительным снижением объёмов кредитования.

Общая сумма ссудной задолженности в настоящее время находится на уровне 2008 года и составила на 01.06.2011 г.-263,0 млрд.тенге. Темпы снижения объёмов в области наблюдались с начала 2008 года до 2010 года, вместе с тем рост кредитования возобновляется, но не самыми быстрыми темпами. 

Характеризуя динамику роста выдаваемых кредитов необходимо отметить, что если в январе 2011 года реальному сектору экономики выдано 9,0 млрд.тенге, в июне уже 21,0 млрд., соответственно малому предпринимательству 3,0 млрд.тенге  и 3,4 млрд.тенге.

В структуре ссудной задолженности на 01.06.2011  года доля физических лиц составила 51,0% (135,0 млрд. тенге), соответственно доля юридических лиц составила – 49,0% (128,0 млрд. тенге).

Анализ изменений объёма выданных кредитов в разрезе юридических и физических лиц характеризуются следующими показателями:

 

 

Большая часть кредитных вложений области направлена на кредитование индивидуальной трудовой деятельности (45%),  сферы торговли (23%) и промышленности (17%).

Общий показатель средневзвешенной ставки по кредитам физическим лицам увеличился с начала текущего года с  16,5% до 16,8% (в национальной валюте) и уменьшился с 14,2% до 13,9% (в СКВ), по юридическим лицам уменьшился с 12,9% до 12,1% (в национальной валюте) и увеличился с 11,6% до 11,7% (в СКВ).

Несмотря на некоторую стабилизацию ситуации на кредитном рынке области, из-за сохранения общих экономических и высоких кредитных рисков в банковской системе, коммерческие банки продолжают вести жёсткую кредитную политику в отношении заёмщиков.

Результаты очередного ежеквартального обследования кредитного рынка, проводимых Национальным Банком свидетельствуют о том, что банки по-прежнему осторожно подходят к выбору клиентов, так как на рынке кредитования сохраняется дефицит качественных заёмщиков.

Ежемесячный рост просроченной задолженности по ранее выданным кредитам, также является отражением чрезмерной подверженности банков кредитным рискам.

Сумма просроченной задолженности в области выросла в 3,4 раза в сравнении с началом 2007 года, составив на 01.06.2011 г.-26,0 млрд.тенге, при этом 65%  всей просроченной задолженности приходится на долю физических лиц. Таким образом, 10% общего объёма ссудной задолженности области просрочены.

Из общей суммы просроченной задолженности 36% приходится на кредиты, выданные для потребительских целей населения, 18,0%  - на приобретение оборотных средств и 13,0% - на строительство и приобретение жилья гражданам.

Формирование и развитие  депозитно-кредитного рынка в посткризисный период должно основываться на мобилизации финансовых ресурсов, которые в первую очередь должны быть ориентированы на внутренние ресурсы, имеющие достаточно большой потенциал.

Работу по привлечению сбережений населения и свободных средств юридических лиц необходимо продолжать,  в том числе обращающихся в теневом секторе, при этом немаловажную роль должны играть иностранные инвестиции.

В посткризисный период первостепенной задачей банков второго уровня является ликвидация уязвимых мест, которые привели к ухудшению кредитных портфелей банков и обеспечение качественного роста ссудного портфеля, так как рост объёмов сомнительных и безнадёжных кредитов ограничивает кредитную активность банков.

Проблемы в деятельности банков второго уровня проявились также в  вопросах несовершенства и несоответствия систем управления рисками, низкого уровня корпоративного управления, недостаточной прозрачности в их деятельности.

Сложившаяся ситуация на кредитном рынке области даёт возможность проанализировать причины допущенных ошибок, в целях оживления процесса кредитования, что вынуждает коммерческие банки разрабатывать новые привлекательные условия, тем самым возобновляя кредитование.

Основные усилия в посткризисный период должны быть направлены на повышение устойчивости банковского сектора, стимулирования инвестиционной активности и укрепления доверия к банковскому сектору как со стороны инвесторов, так и со стороны потребителей финансовых услуг.

При этом необходимо принимать меры в упорядочении ресурсной базы в целях диверсификации и внедрения контрацикличного метода регулирования финансового рынка

В заключение следует отметить, что последствия мирового финансового кризиса выявили проблемы банковского сектора и на фоне снижения объёмов кредитования, ухудшения его качественного состава, банковской системе Карагандинского региона удалось добиться положительных сдвигов в его динамике и активизировать деятельность на депозитном рынке.

Размещено: Дмитрий Васильевич Макаренко

Комментарии

Комментировать
Подпишитесь на наш rss-канал и будьте в курсе последних событий.

Нас читают 2 человека. Присоединяйтесь!

О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 7 июня 2010 года № 520 «О ставках таможенных пошлин Республики Казахстан» :
Скачать документ
Техническая поддержка по телефону:
+7 (7212) 33-04-65.

Наш Twitter

Следите за нашими новостями и обновлениями в твиттере.

Онлайн консультации

Если вы используете Skype, то можете бесплатно позвонить нашим специалистам и проконсультироваться с ними.

Самая популярная новость

Общественном объединении (ОО «ОСА»).

Общественном объединении  (ОО «ОСА»).

 ВНИМАНИЕ! ОО «ОСА» (Общество Содействия Автомобилистам) начинает серию публикаций о взаимоотношениях водителей с ИДП, с кратким разъяснением и рекомендациями. 09 июня 2012 г. в 19.10 в г. Караганда по ул. Терешковой в сторону Майкудука, представителями ОО «ОСА» было пресечено правонарушение со стороны офицеров Дорожной полиции. Участники ОО "ОСА" двигались по указанной улице, увидели сотрудников дорожной полиции, которые осуществляли дежурство на частном автомобиле. Патруль был в составе старшего лейтенанта (оформлял протокол) и майора (останавливал автомашины). Выявив нарушение ПДД РК (п.12.4) и п.20 приказа МВД № 455 от 01.09.2011 г. участники объединения подошли к сотрудникам дорожной полиции и обратились к ним с вопросом, почему ИДП, которые государством наделены огромными полномочиями и призваны НЕУКОСНИТЕЛЬНО выполнять требования закона, сами нарушают ПДД и приказ министра МВД. По данному факту была подана устная жалоба в дежурную часть ДВД Карагандинской области по номеру 102. В ходе последующего разговора, сотрудники дорожной полиции признали неправомерность своих действий, устранили нарушение ПДД и продолжили нести службу.

Есть мобильный?

Заходите на мобильную версию сайта http://m.kae.kz. Будьте в курсе последних событий!

Каталог организаций